Архангельское областное Собрание депутатов

09.04.2012

Создать рабочую группу при Архангельском областном Собрании депутатов для подготовки изменений в региональное законодательство в сфере начального и среднего профессионального образования, – одна из рекомендаций, принятых по итогам выездного заседания комитета областного Собрания по образованию и высшей школе, прошедшего в Устьянском районе.
По словам заместителя председателя комитета областного Собрания депутатов по образованию и высшей школе Марины Казаковой (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»), выездные заседания позволяют глубже изучить ситуацию, определить не только проблемы учебных заведений, но и возможные пути их законодательного решения. «Актуальным для системы профессионального образования является вопрос государственно-частного партнерства, который стал темой обсуждения  в Устьянском районе. Выбор места проведения выездного заседания не является случайным: в Устьянском индустриальном техникуме уже накоплен позитивный опыт участия бизнес-сообщества в усовершенствовании образовательного процесса. Для системы среднего и начального профессионального образования государственно-частное партнерство является той формой взаимодействия, которая позволяет обеспечить рынок труда квалифицированными рабочими и специалистами, востребованными реальным сектором экономики», – подчеркнула Марина Викторовна.
Как было отмечено в ходе заседания, необходимость развития государственно-частного партнерства обусловлена множеством факторов, среди которых основными являются два обстоятельства. Во-первых, постоянное увеличение сложности производственных процессов в отраслях экономики, что влечет повышение уровня требований к квалификации рабочих кадров и специалистов. Это делает необходимым постоянное обновление учебно-материальной базы учреждений профессионального образования.
Во-вторых, противоречия между удовлетворенностью обучающихся уровнем образовательного процесса и реалиями трудоустройства. Часть выпускников, оказавшись в условиях производства, обнаруживает, что практически ничего не знают об условиях труда и требованиях профессиональной деятельности к способностям, здоровью, качествам личности человека.
Отсутствие современной техники в учреждениях среднего и начального профессионального образования и недостаточное понимание выпускниками специфики будущей профессии приводит к тому, что работодатели вынуждены нанимать некомпетентных работников. Как отметил генеральный директор ООО «Устьянский лесопромышленный комплекс» Владимир Буторин, на переподготовку выпускников техникумов и училищ в среднем уходит от 6 месяцев до года. «Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы специалист сразу приступал к работе, а для этого необходимо обеспечить ему качественную подготовку на уровне училища или техникума. Поэтому на нашем предприятии было принято решение о поддержке нашего индустриального техникума. В частности, мы предоставили современные тренажеры, берем ребят на практику и готовы предоставлять им рабочие места», – сказал Владимир Федорович.
По мнению председателя совета директоров агрофирмы «Устьянская» Александра Фиалковского, учебная программа и план развития техникума должны учитывать потребности конкретного рынка труда. «Для этого необходимо, чтобы работодатели участвовали в разработке образовательных программ и приеме экзаменов, имели возможность не только контролировать практику, но и проводить теоретические занятия. Традицией на нашем предприятии стало проведение экскурсий, чтобы у учащихся было понимание, где они будут работать, на каком оборудовании и на каких условиях», – подчеркнул Александр Владимирович.
Директор Устьянского индустриального техникума, депутат Архангельского областного Собрания Елизавета Соболева напомнила, что обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования является неотделимой частью конкретного производства. «Предприятия идут вперед, внедряют новые технологии, а в училищах и техникумах ребята обучаются на технике 70-80-х годов прошлого века. О каком профессионализме может идти речь? Противоречие налицо: новые технологии и недостаток рабочих кадров на предприятиях, с одной стороны, и слабая материально-техническая база учебных заведений – с другой. Наступила некая критическая точка, которая показала необходимость изменений и заставила искать новые пути решения проблемы. В нашем районе к этим переменам оказались готовы и предприниматели, и учебное заведение. В итоге выиграли  все: государственные деньги не тратятся впустую на подготовку слабого специалиста, ребята получают рабочие места, а предприятия – квалифицированные кадры», – отметила Елизавета Григорьевна.

Опыт, сложившийся в Устьянском индустриальном техникуме, заинтересовал всех участников заседания. «Но важно не слепо копировать его, а искать свои варианты, – сказала Марина Казакова. – То, что мы увидели, – это начало большого и сложного пути. Каждому училищу или техникуму нужно найти свое решение вопросов, связанных с проведением стажировки мастеров, закупкой нового оборудования. Поэтому среди рекомендаций, озвученных по итогам заседания, была и идея о создании на уровне муниципалитетов координационных советов, объединяющих работодателей, руководителей образовательных учреждений и глав районов или городских округов. Такое взаимодействие позволит сделать обучение более эффективным. Кроме того, все озвученные вопросы и рекомендации будут обсуждаться на парламентских слушаниях, посвященных развитию среднего и начального профессионального образования, которые состоятся в мае – июне в областном Собрании».

Яндекс.Метрика