Архангельское областное Собрание депутатов

18.03.2014

Первым итогам реализации закона «О поддержке одаренных детей в Архангельской области», принятого в прошлом году, были посвящены депутатские слушания, инициированные комитетом регионального парламента по образованию и науке.
Участие в слушаниях приняли депутаты областного Собрания, члены общественного экспертного совета по образованию при региональном парламенте, представители областного министерств образования и науки, по делам молодежи и спорту, культуры, Общественной палаты Архангельской области, муниципальных образований, руководители образовательных организаций.
О деятельности органов и учреждений образования по исполнению данного закона рассказал министр образования и науки Архангельской области Игорь Скубенко. Он отметил, что в настоящее время сформировалась система мероприятий, направленных на выявление, поддержку и сопровождение одаренных детей. Важным ее компонентом является всероссийская олимпиада школьников, участие в которой ежегодно принимают (начиная со школьного этапа) до 50 тысяч учащихся Архангельской области. Подготовка к заключительному этапу олимпиады осуществляется преподавателями Северного (Арктического) федерального университета, областного института открытого образования, лучшими учителями школ Архангельска и Северодвинска.
– На развитие системной научно-исследовательской деятельности с обучающимися направлена традиционная областная научно-исследовательская конференция «Юность Поморья», отбор работ на которую осуществляется поэтапно, – сказал министр. – Ежегодно на заочный этап конференции поступает более 200 работ школьников, к защите на очном этапе допускается более 130 работ.
По словам Игоря Скубенко, большую роль в системе поддержки и сопровождения одаренных детей выполняют учреждения дополнительного образования детей: функционирует 63 учреждения, в которых обучается более 72 тысяч детей и подростков. В областном институте открытого образования разработана программа повышения квалификации учителей «Организация работы с одаренными детьми», а также реализуются модули «Развитие творческого потенциала участников образовательного процесса» и «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей». Кроме того, на базе института создан Центр поддержки талантливых детей, который ведет работу по формированию информационного ресурса методических и информационных материалов по работе с одаренными детьми для педагогов, родителей и обучающихся. Отметим также, что в соответствии с областным законом о поддержке одаренных детей постановлением главы региона будет утверждено «Положение о Координационном совете по поддержке одаренных детей при Губернаторе Архангельской области». Участники слушаний рекомендовали региональному Правительству создать этот совещательный орган до 15 апреля текущего года.
На заседании обсудили и опыт работы с одаренными детьми, сложившийся в муниципальных образованиях области. Директор Холмогорской средней школы Римма Томилова обратила внимание на необходимость систематизации мероприятий, которые организуют министерство образования и науки, министерство культуры, министерство по делам молодежи и спорту.
– В течение года к этим мероприятиям добавляются все новые и новые. С одной стороны, это замечательно, так как у детей появляется возможность выбора, но зачастую возникает вопрос о качестве и эффективности конкурсов, олимпиад, соревнований. Не надо забывать и о том, что одаренные дети – это единицы, если можно так сказать, «штучный товар», поэтому хотелось бы, чтобы с этими детьми работали не только учителя школ, но и преподаватели высших учебных заведений.
Римма Евгеньевна предложила Координационному совету объединить все инициативы министерств, а до образовательных организаций довести общий план работы.
– Сегодняшние слушания показали, что в Архангельской области создана система работы с одаренными детьми, – сказал, подводя итоги слушаний, председатель комитета по образованию и науке Игорь Чесноков. – Действуют специализированные образовательные организации, в том числе гимназии, лицеи, детско-юношеские спортивные школы, детские школы искусств. Финансирование этого направления в 2013 году было достаточно серьезным сразу по нескольким областным государственным программам. В качестве примера можно привести выделение средств из областного и федерального бюджетов на приобретение музыкальных инструментов для детских школ искусств. Сегодня мы говорили о необходимости внесения изменений в областной закон о поддержке одаренных детей: предстоит уточнить терминологию (в том числе по определению понятия «одаренные дети»), полномочия органов исполнительной власти в данной сфере. Отдельно на заседании общественного экспертного совета по образованию будем предложения по увеличению финансирования расходов на приобретение средств обучения для школ, реализующих програамы с углубленным изучением отдельных предметов (прежде всего это гимназии и лицеи).
По итогам депутатских слушаний Правительству региона рекомендовано рассмотреть возможность увеличения в 2014 году финансирования на проведение системы областных мероприятий, обеспечивающих поддержку интеллектуально одаренных и талантливых детей, а также укрепление материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей. Также Правительству области рекомендовано рассмотреть вопрос о расширении форм адресности социальной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в Архангельской области.
Областному министерству образования и науки в соответствии со статьей 3 областного закона «О поддержке одаренных детей в Архангельской области» рекомендовано проработать механизм формирования и развития в регионе системы выявления детей с признаками одаренности на всех этапах взросления начиная с раннего возраста в условиях семьи, образовательных организаций в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта. Кроме того, участники слушаний акцентировали внимание на необходимости создания единой информационной базы данных по детям, показавшим высокие результаты в интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятиях, проживающих на территории региона.
Реализацию рекомендаций депутатских слушаний планируется обсудить в конце 2014 года на одном из заседаний общественного экспертного совета по образованию при Архангельском областном Собрании депутатов.

 

 

Яндекс.Метрика