11.10.2017

(2,13 MB)

На октябрьской сессии областного Собрания депутаты рассмотрят поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, призванные сократить количество дорожно-транспортных происшествий. Законопроект разработан областным министерством транспорта совместно с комитетом областного Собрания по промышленной политике, транспорту, связи и экологии.

Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 000 человек. На дорогах за последние девять лет погибло 9 852 ребенка в возрасте до 16 лет, травмировано 209 223 ребенка. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004 – 2011 годы составил 571 407 человек. Каждое тринадцатое дорожно-транспортное происшествие с участием легковых автомобилей совершается водителями в состоянии опьянения. За период 2015 – 2016 годов в Российской Федерации было осуждено более 94 000 человек. Но осужденные по статье 264.1 УК РФ имеют фактическую возможность вновь управлять транспортными средствами в состоянии опьянения.

9 марта 2017 года Президент Российской Федерации на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации указал на необходимость последовательного сокращения количества дорожно-транспортных происшествий и смертности на дорогах. В Архангельской области разработаны и внесены на рассмотрение очередной, 38-й сессии областного Собрания изменения в часть первую статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые предполагают конфискацию автомобиля, принадлежащего на праве собственности осужденному за совершение с применением данного транспортного средства преступления. Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

На данный момент в Уголовном кодексе предусмотрена конфискация орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому. При этом отсутствуют положения о конфискации непосредственно транспортных средств. Поскольку этот вопрос в федеральном законодательстве не урегулирован, он разрешается в судебном порядке.

– Суды общей юрисдикции могут принять решение о конфискации автомобиля, а могут и не принять такого решения, – поясняет суть проблемы председатель комитета по промышленной политике, транспорту, связи и экологии Эрнест Белокоровин. – С одной стороны, орудиями преступления признаются все предметы, которые использовались преступником для достижения общественно опасной цели, независимо от основного назначения предмета. Но с мая 2016 года судебная практика Верховного Суда Российской Федерации стала трактовать такие правонарушения иначе.

С этого времени транспортное средство не может быть признано орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления. И теперь транспортное средство не может быть конфисковано при совершении преступления и, соответственно, ничто не мешает водителю снова сесть за руль автомобиля в пьяном виде. На территории Архангельской области за последние три года выявлено более двух тысяч случаев повторного управления автомобилями водителями в состоянии опьянения. При этом 221 человек совершил преступление два раза и более, в том числе 36 человек осуждены за совершение данного преступления три раза, четыре человека – четыре раза, три человека – пять раз, один человек – шесть раз.

– Без всякого сомнения, поправки в Уголовный кодекс станут серьезной и действенной мерой по пресечению такого пагубного явления, как езда за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Уверен, что депутаты поддержат эту законодательную инициативу и наши поправки вскоре будут рассмотрены депутатами Государственной Думы, – считает председатель комитета по промышленной политике, транспорту, связи и экологии Эрнест Белокоровин. – В этом случае только жесткие меры могут дать желаемый результат.