12.10.2017

(1,57 MB)

Такая позиция была высказана парламентариями северных регионов в ходе совещания руководителей законодательных органов государственной власти, прошедшего в Салехарде. Парламентарии обсудили законодательную базу в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, отметив, что в настоящее время наблюдается постепенное изъятие общей северной составляющей из федерального законодательства с фокусированием внимания на арктической теме.

Значительное ухудшение экологической ситуации в северных регионах связано в основном с промышленным освоением. В связи с этим законодателями было предложено в первую очередь сформировать единые подходы к мониторингу за состоянием окружающей среды, учитывающие программы социально-экономического развития регионов и России в целом, переняв в этом вопросе опыт у Ямала, где создана территориальная система наблюдений.

Законодатели северных субъектов выразили обеспокоенность по поводу нарушений лесного законодательства: незаконные рубки лесных насаждений, самовольное использование лесов, порча почвы, в том числе в результате нефтеразливов. Ситуация осложняется тем, что у недропользователей, являющихся основными арендаторами лесного фонда, отсутствует обязанность по лесовосстановлению, в отличие от лесозаготовителей. Шла речь и об ущербе от лесных пожаров. Председатель Архангельского областного Собрания депутатов Виктор Новожилов поделился с коллегами накопленным в нашем регионе опытом.

– Одним из направлений нашей работы в лесной сфере является регулирование отношений, связанных с организацией и осуществлением мер пожарной безопасности в лесах и тушения лесных пожаров, – отметил в своем выступлении председатель Архангельского областного Собрания депутатов Виктор Новожилов. – Для стимулирования участия в тушении лесных пожаров областным законом «О транспортном налоге» установлены налоговые льготы для организаций, осуществляющих охрану, защиту и воспроизводство лесов. Все это призвано создать условия для предотвращения и наиболее эффективного устранения последствий лесных пожаров.

Участники также обменялись опытом работы по биологической рекультивации земель и опытом работы с природопользователями. Стоимость рекультивации одной свалки отходов в Арктической зоне может составлять от 100 до 700 млн рублей. Вместе с тем субсидии из федерального бюджета на реализацию таких проектов, предусмотренные федеральной государственной программой «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы, предоставляются на общих условиях. В этой связи предлагается определить особый порядок предоставления мер господдержки на реализацию проектов очистки арктических территорий путем включения в соответствующие правила предоставления таких субсидий дополнительного коэффициента, повышающего статус заявки субъекта Арктической зоны.

Также участники затронули одну из ключевых тем Года экологии –обращение с отходами. В течение долгого времени проблема с отходами решалась путем их захоронения на специализированных полигонах. Такой путь, считают законодатели, является тупиковым, так как он ведет к изъятию из хозяйственного оборота значительных земельных участков и заражению грунтовых вод, а через них и открытых водоемов. Акцент был сделан и на низком размере штрафов за организацию незаконной свалки. На сегодняшний день практически во всех субъектах северных территорий утверждены территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а до начала 2018 года должны быть выбраны региональные операторы.

Подводя итоги совещания, Председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Ямкин подчеркнул, что все предложения и инициативы будут учтены и включены в проект итогового документа, который вместе с материалами совещания будет направлен в Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов – участников соглашения о сотрудничестве.