08.05.2018

(6,47 MB)

Эффективность использования муниципальной лесосеки на территории Архангельской области обсудили на заседании рабочей группы при комитете областного Собрания по природопользованию и лесопромышленному комплексу.

В мероприятии приняли участие депутаты, представители регионального правительства, муниципальных образований и бизнес-сообщества.

Как сообщил, открывая заседание, председатель комитета Александр Дятлов, на последнем заседании рабочей группы, которое состоялась 21 февраля текущего года, прокуратуре Архангельской области было рекомендовано провести прокурорскую проверку, проработать вопрос включения в аукционную документацию пункта о целевом использовании древесины.

С докладом о целевом использовании древесины органами местного самоуправления, предоставляемой им лесничествами по договорам купли-продажи лесных насаждений, а также об обоснованности заявок органов местного самоуправления для обеспечения муниципальных нужд в такой древесине выступил прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Архангельской области Владимир Сухов.

В докладе было отмечено, что почти 80 процентов муниципальной лесосеки используется не по назначению. Древесина, полученная по льготным программам для строительства и ремонта домов, школ и клубов, зачастую уходит не на социальные объекты, а на частные пилорамы. А оттуда продается уже по рыночной стоимости.

По мнению специалистов, в последние годы на территории Архангельской области часто фиксируются случаи нецелевого и неэффективного использования лесосеки, которой распоряжаются органы власти муниципальных образований. По идее, эти лесные ресурсы должны использоваться для обеспечения дровами льготных категорий населения и муниципальных котельных, для проведения ремонта деревянных сооружений, а также для решения других социально значимых задач. В условиях дефицита местных бюджетов лесосека могла бы помочь в реализации многих полномочий. Непосредственно заготовку древесины на этих лесосеках должны осуществлять предприятия малого бизнеса. Кроме того, освоение муниципальной лесосеки оставляет около 70 процентов. Это связано в первую очередь с завышением ежегодной заявляемой органами местного самоуправления потребности в древесине. При этом муниципалитеты зачастую не могут документально подтвердить объемы необходимой им древесины: сколько дров необходимо для работы котельной или для обеспечения населения, сколько древесины было использовано для ремонта мостов и т.д.

Для наведения порядка в отрасли участники заседания предложили пересмотреть перечень исключительных случаев отпуска древесины.

– Мы будем рекомендовать Правительству Архангельской области разработать и внести в Архангельское областное Собрание депутатов проект областного закона «О внесении изменения в статью 18 областного закона «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений», – говорит Александр Дятлов. – Мы предлагаем исключить из статьи пункты, регламентирующие заготовку древесины для строительства или ремонта зданий, строений, сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, финансирование которых осуществляется за счет средств областного или местных бюджетов, заготовку древесины в целях реализации мероприятий государственных программ Архангельской области, связанных с обеспечением древесиной граждан для осуществления индивидуального жилищного строительства, заготовку древесины в целях благоустройства территорий поселений и городских округов, и ряд других пунктов, по которым возникают проблемы. В новой редакции статьи закона предлагаем оставить заготовку древесины для организации теплоснабжения объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности региона, при проведении работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заготовку древесины при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Кроме того, предложено добавить к исключительным случаям осуществление заготовки древесины для нужд сельхозтоваропроизводителей.

До принятия нового закона участники рабочей группы рекомендовали использовать опыт Устьянского района, где распределение древесины ведется под контролем специальной комиссии.