12.04.2019

(1,16 MB)

На расширенном заседании комитета областного Собрания по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии обсуждались изменения в областной закон «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений».  

В законе определены исключительные случаи осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. В свое время данные нормы вводились с целью поддержки муниципальных образований и снижения стоимости древесины. Первоначально шла речь об использовании лесного фонда муниципалитетами для ремонта зданий, мостов, строительства детских площадок и других объектов. Но после выявленных многочисленных нарушений реализации закона исключительные случаи были оставлены только для теплоснабжающих организаций и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

И даже в этом случае проведенные прокуратурой Архангельской области и министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области проверки целевого использования древесины, заготовленной по договорам купли-продажи, показали, что более 80 % древесины, полученной по результатам проведения аукционов (а некоторых районах Архангельской области 100 %), остается у лесозаготовителя – победителя аукциона и используется им по своему усмотрению по той причине, что в соответствии с действующим законодательством из условий конкурсов удалены требования по предоставлению древесины муниципалитетам на определенные нужды.

Таким образом, в настоящее время возможность оказания реальной поддержки в виде поставки древесины по цене ниже рыночной конкретным муниципальным образованиям или сельскохозяйственным товаропроизводителям области утрачена. В связи с этим прокуратура Архангельской области вышла с предложением внести изменения в областной закон, убрав исключительные случаи полностью.

– Я убежден, что нам необходимо уйти от такой формы, как исключительные случаи заготовки древесины, а лесной фонд выставлять на аукционы. Тогда мы привлечем в региональный бюджет дополнительные средства и при распределении сможем направить их в том числе и на строительство мостов в муниципальных образованиях. При этом все будет абсолютно прозрачно и открыто, – отметил председатель комитета по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии Александр Дятлов.

На заседании был рассмотрен вопрос о внесении изменений в статью 19 федерального закона «О недрах».

29 марта 2019 года состоялось заседание коллегии министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, где было решено одобрить предложение министерства о внесении изменений в статью 19 Закона РФ «О недрах» в части конкретизации собственных нужд собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, не связанных с предпринимательской деятельностью. В ответ на данное решение коллегии в адрес комитета поступили письма от предприятий лесной отрасли, в которых выражалась обеспокоенность данной инициативой. Сегодня у предприятий, арендующих лесные участки, есть возможность на этой же территории добывать полезные ископаемые, в частности песок. Он нужен им для строительства дорог, по которым идет вывозка заготовленного леса, доставка на делянки техники и рабочих. Действующая упрощенная система позволяет ускорить строительство лесных дорог и снизить себестоимость продукции лесопромышленного комплекса.

 Как пояснил министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Александр Ерулик, в федеральном законодательстве не существует понятия «для собственных нужд», поэтому законодательная инициатива предлагает четко определить это понятие для того, чтобы в дальнейшем не было правовой коллизии. Необходимо законодательно закрепить и механизмы контроля за добычей песка лесопользователями, существующая система использования общедоступных полезных ископаемых в регионе остается при этом неизменной.