07.10.2019

(1,56 MB)

В столице Поморья рассмотрели вопросы поддержки коренных малочисленных народов Севера

На заседании постоянного комитета ПАСЗР по делам Севера и малочисленных народов в Архангельске депутаты обсудили вопросы поддержки предпринимательства, подготовки учителей родного языка и внесение изменений в перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

– Мы считаем необходимым поддерживать деловую активность представителей коренных малых народов, чтобы создавались новые рабочие места в местах их компактного проживания. Для этого, на наш взгляд, необходимо внесение изменений в региональное законодательство в части отнесения этих предпринимателей к категории социального предпринимательства, – сказал председатель постоянного комитета, заместитель председателя Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Матвей Чупров.

Согласно федеральному законодательству, для предпринимателей, относящихся к категории социального предпринимательства, предусмотрены различные меры государственной поддержки, в том числе финансовая, имущественная, информационная и иная помощь. Участники заседания предложили законодательным органам субъектов Северо-Запада принять на региональном уровне нормативные правовые акты, которые бы относили к категории социального предпринимательства представителей малого и среднего бизнеса, обеспечивающих занятость граждан, относящихся к коренным малочисленным народам.

На заседании также был представлен проект обращения к Председателю Правительства РФ по вопросу внесения изменения в Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера России. В нем предлагается расширить такой вид как собирательство, включив сбор птичьих яиц, сбор, обработку и реализацию пуха птиц.

Особым пунктом в повестке комитета стал вопрос о подготовке учителей родного языка малых народов. Депутаты заслушали информацию ситуации в этой сфере. Так, в Карелии 2019 году обучение карельскому, вепсскому и финскому языкам вели 80 учителей в 40 общеобразовательных организациях. Всего карельский, вепсский и финский языки в республиканских школах изучают почти семь тысяч обучающихся. Сложнее ситуация с ненецким языком. В настоящее время в НАО и в Архангельской области не ведется подготовка учителей ненецкого языка, не осталось и профессиональных переводчиков с ненецкого на русский. Руководство САФУ поддерживает идею изучения ненецкого языка на базе университета, однако пока решить этот вопрос не удается.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо внести изменения в приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования», включив туда специальность «Учитель (преподаватель) родного языка». Участники заседания решили поручить постоянному комитету по делам Севера и малочисленных народов подготовить соответствующее обращение от Парламентской Ассоциации Северо-Запада России в Правительство РФ.