Архангельское областное Собрание депутатов

версия для печати


Трибуна депутата


"НЕТ!" - ПРОСТОЯМ КЛУБНЫХ ЗАЛОВ ("", "Плесецкие новости" 31 января 2015 О.Ежкова)


Наступившему году выпала почетная задача стать годом объявленных в нашей стране Года литературы и Года семидесятилетия Великой Победы над фашистскими захватчиками в войне 1941-1945 годов. Этим двум знаменательным событиям и посвящён фестиваль ветеранских хоровых коллективов района, к созданию которого имеет прямое отношение депутат областного Собрания депутатов А.А. ПОПОВ. Предлагаю вниманию любителей и участников художественной самодеятельности, читателей мою с ним беседу в преддверии фестиваля.
-Андрей Анатольевич, задачу организации открытого фестиваля «Песня как жизнь!» в нашем районе вы поставили передо мной до своего избрания в де-путаты. Поскольку основной вашей деятельностью было строительство и подключение жилфонда к природному газу в Плесецке, то все и удивились тогда вашему интересу к художественной самодеятельности. Хотят знать, откуда этот интерес?
-О проблемах в культурной жизни глубинки страны в последние десятилетия всюду говорится в удручающе грустных тонах. Но что толку бесстрастно констатировать бедность материальной базы учреждений культуры, дефицит профессионалов, безразличие основной массы населения и к тому малому, что способны дать только культработники района, на полупустые залы на мероприятиях, набивших оскомину своим многолетним однообразием, — все же один в один. Такое положение вещей ведёт к одному — к сомнению в нужности местных учреждений культуры из-за безразличия к ним основной массы населения. Не секрет же, что в праздники зрительные залы заполняются родителями и родственниками выступающих на сцене детей, знакомыми культработников и знакомыми участников самодеятельности. А это лишь малая часть населения, проживающая на той или иной территории.
-После первых поездок по району вы первым оценили ситуацию в культурной его жизни и решили подойти к проблеме с предпринимательской стороны?
-Но прошли же времена, когда в районе за потребление культуры и её развитие отвечали и профкомы, и парткомы, и комсомольские комитеты, и отделы культуры, а значит все они и организовывали всевозможные мероприятия не только на клубных сценах и в читальных залах библиотек, но и на импровизированных площадках в честь передовиков производства, в честь каких-то важных дат в жизни трудовых коллективов, в честь подведения итогов социалистического соревнования. Зрительные залы тогда, конечно, почти не пустовали. Причем, никто особенно и не требовал от этих залов ощутимой финансовой отдачи — лишь бы они собирали людей как можно чаще и по самым разным поводам. Сегодня финансовые вложения должны стремиться оправдывать все, кого финансируют. В том числе и учреждения культуры. А что взять с простаивающих от праздника до праздника клубных залов? Даже если афиши приглашают в течение года на эти праздники, то мало что происходит в клубных стенах в остальные дни года. Их же в году триста шестьдесят пять!
-Но каждое мероприятие требует времени на подготовку?
-Да, если бы в учреждении культуры работал один человек. Но в досуговых центрах достаточное количество работников, обязанных иметь руководителей творческих коллективов ещё и на так называемых общественных началах.
-Почему «так называемых»?
-Да потому, что в основную задачу работников культуры входит поиск творческих людей, мечтающих о реализации своих талантов в музыкальной, танцевальной, театральной и других сферах. Предоставьте им возможность реализоваться — и на число этих талантов вырастет штат культработников. Все они будут готовить свои программы и сдавать их на суд зрителю в разные числа месяца. Вот и заработает хотя бы еженедельно, если не ежедневно зрительный зал.
-Вы считаете, что творческому человеку, которому предоставляется в клубе репетиционное место и время, который пользуется теплом, освещением, чистотой и всеми благами клубного учреждения, нетрудно сообразить, что он уже тем самым оплачиваемый работник этого учреждения?
-А как же иначе? Ему остаётся думать только о творчестве. Приходи — и реализуй свои возможности на поприще о котором мечтал, но которое не стало основным заработком в жизни. И ему, и учреждению культуры такое сотрудничество выгодно.
-А у зрителя появляется широкий выбор: одни устремляются на конкурсы, другие — на спектакли, третьи — на концерты, четвёртые — на кавээновс- кие постановки, пятые — на поэтические вечера? Чем больше мероприятий, тем больше бы времени у каждого штатного и нештатного руководителя на подготовку качественных мероприятий?
-Это совершенно очевидно.
-Но этого повсеместно и не происходит?
-Наверно, всё-таки из-за отсутствия организаторских способностей у штатных работников культуры. Все другие причины просто не в счёт. А ведь иначе учреждения культуры так и будут висеть гирями на местных бюджетах.
-До поры до времени?
-До поры до времени. И подведут своим неумением работать в новых условиях население своих сёл и посёлков, которое вряд ли поблагодарит их за то, что некоторые клубы могут закрыться. Однообразие в клубной работе — самое страшное, что в ней только может быть. Оно воспитывает безразличие даже к тому редкому, что происходит в стенах клуба. А клуб должен иметь бесконечное число манков, способных привлекать к себе людей с разными интересами, разного возраста и с разным образованием. Каждый должен получать здесь своё.
-Когда я впервые обратилась к вам с идеей создания открытого фестиваля ветеранских хоровых коллективов, вы ведь засомневались?
-Я тогда не случайно уточнил: а сколько всего хоров в клубах района. И вы мне назвали, если я не ошибаюсь, всего шесть? Вы же предлагали увеличить число хоров. Это при семнадцати-то сельских и поселковых органов власти? Было чему удивиться, и не было никакой возможности отклонить ваше предложение.
-Так было шесть лет назад, когда существовал районный конкурс хоровых коллективов местных учреждений культуры. Фестиваль до моего обращения к вам тоже предполагался районным, но в этом ему было отказано. Потому он и явился на свет как открытый. Общественникам — а именно на их поддержку и инициативу был расчёт — удалось заразить идеей открытого фестиваля буквально все поселения района. В прошлом году в нём приняли участие двадцать один ветеранский певческий коллектив! И всё благодаря творческим людям на местах, которых общественники нашли. А сделать это должны были клубные учреждения. Только в Плесецке заявили себя энтузиастами этого интересного дела бывший педагог Валентина Николаевна Кемова, музыкальный работник Плесецкого детского дома Галина Георгиевна Анипчук, бывший педагог Тамара Глебовна Павлова, медработник Людмила Григорьевна Терешкина в Пуксоозеро... В Обозерском хоровой ветеранский коллектив восстановила председатель совета ветеранов Зинаида Фёдоровна Птицына, в Тарасове создала свой вокальный ансамбль председатель Совета депутатов Людмила Борисовна Шаманаева, в Федове — председатель совета ветеранов Эмма Егоровна Нефедова... Энтузиастов много.
-Значит, я прав. Эти коллективы дополнили собой число участников самодеятельности, а их старосты, или лучше сказать, администраторы, не попросили за свою организаторскую работу никакой платы. Хотя обеспечение в срок качественных репетиций, заботу о костюмах, о местах своих выступлений, о поиске музыкальных руководителей, о создании микроклимата в коллективах берут на себя именно они. Но они же и разъясняют своим коллективам, что без обеспечения условий их работы клубами, школами, библиотеками —кто уж из них где теперь репетирует — ветеранским хорам было бы трудно.
-Как и открытому фестивалю без вашей спонсорской поддержки ему?
-Пока да, так. Мы помогаем фестивалю «Песня как жизнь!» и своим оргкомитетом, и своим общественным жюри, и средствами на необходимые расходы.
-В оргкомитете фестиваля есть и депутатский актив, который отслеживает весь год работу ветеранских хоровых коллективов на местах, ведь на фестиваль приглашаются лишь самые активные коллективы. Оргкомитет разрабатывает условия его проведения с учётом объявленной официально тематики каждого года, решает, чем отметить коллективы за их работу точно по объявленной теме года. Кстати, от двух коллективов поступили настойчивые просьбы обойти условия нынешней фестивальной программы и спеть то, что они сами считают нужным. Может, пойти навстречу в качестве исключения?
-Обсудим это на заседании оргкомитета. Но моё мнение — никаких исключений, иначе за одним последует другое, а это подорвет авторитет фестиваля. Пока всё идёт так, как задумывалось. Надо постараться, чтобы так и шло. Где бы и кто бы менял что-то по индивидуальным просьбам? Думаю, так.
-Сейчас фестиваль вроде как готовы считать районным. Может быть, наша общественная миссия по его созданию закончена?
-Я был бы рад. Что сделано, то сделано. Мы, считаю, помогли учреждениям культуры. Пусть живут созданные общественниками хоры при клубах своих поселений. Мы же и хотели, чтобы именно такой знаменательный год, как нынешний, и должен стать заключительным аккордом наших отношений с созданными энтузиастами ветеранскими хорами...
-То есть в 2015 году фестиваль полностью перейдёт в руки клубных учреждений поселений района?
-А кто запретит нашему общественному оргкомитету создать теперь открытый фестиваль, скажем, каких-то других коллективов? И потом пополнить ими число самодеятельных коллективов в клубах?
-Тем более, что появились интересные коллективы, благодаря опять же энтузиастам, в Федовской школе, в Североонежском детском доме, в Кенозерской школе... Поддержим?
-Очень может быть.
-А ваше напутствие участникам шестого песенного фестиваля ветеранов?
-Желаю и дальше быть! Желаю успеха в феврале: не так-то просто вместить в одни рамки сразу две темы года плюс фестиваль юных чтецов, посвящённый юбилею Великой Победы. Это, к счастью, удалось. А вот как всё получится, оценим на фестивале и мы, и зрители, которым советую не пропустить афиши о нём на ДЦ «Зенит». Кстати, спасибо «Зениту» за содействие. Открытому фестивалю здесь было уютно и при бывшем его директоре Ольге Альбертовне Новик, и при нынешнем — Ольге Евгеньевне Большаковой.
Беседовала О. ЕЖКОВА.

 


«« назад
Яндекс.Метрика