28.01.2014

Заместитель председателя комитета областного Собрания депутатов по образованию и науке Ольга Виткова приняла участие в заседании в САФУ, посвященном обсуждению Концепции поддержки развития педагогического образования.
Проект Концепции был опубликован Министерством образования и науки Российской Федерации в начале января. Основная цель реализации документа – повышение качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности и преодоление «двойного негативного отбора». Под последним, как отмечается в Концепции, подразумевается ситуация, при которой «в педагогические вузы поступают не самые «лучшие» (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые «лучшие» выпускники».
Система подготовки педагогических кадров не менялась многие годы, фактически сохранившись в том виде, в котором существовала еще в советский период. Отсюда, как отмечают авторы Концепции, возникают основные проблемы, такие как недостатки в профессиональной подготовке студентов и вопрос удержания в профессии.
Среди ключевых элементов системы педагогической подготовки, которую планируется создать в ходе реализации Концепции, прежде всего называется прикладной педагогический бакалавриат, реализуемый во взаимодействии вузов, организаций среднего профессионального образования и школ. Программа бакалавриата предполагает большую практическую направленность: длительность практики студентов-педагогов может быть увеличена до 1500 и более часов в год.
– Такой подход позволит сделать школу экспериментальной площадкой для будущих педагогов, которые будут участвовать в ходе учебного процесса и на практике осваивать то, что в вузе им дают в теории. Правда, для реализации этой идеи, у вузов должны появиться свои базовые школы, – сказала Ольга Виткова.
Еще одна проблема, которую предстоит решать, – поддержка молодых учителей, в первую очередь профессиональная.
– Вопросу повышения заработной платы педагогов и мерам поддержки молодых учителей сейчас уделяется большое внимание со стороны государства. Но не секрет, что многие начинающие педагоги уходят из школы, так как старшие коллеги не хотят или не могут помочь им в решении повседневных проблем. Нам важно не только создавать сообщества молодых педагогов, но и рассмотреть варианты стажировки под руководством опытного педагога. Камнем преткновения может стать финансовый вопрос, так как учитель, который помимо основной нагрузки консультирует своего молодого коллегу, нуждается в материальном стимулировании, – отметила заместитель председателя комитета по образованию и науке.
Среди дополнительных мер также предлагается грантовая поддержка лучших выпускников вузов, которые пойдут работать в школу, доплата за степень магистра, снижение нагрузки учителя без уменьшения зарплаты, если он учится в магистратуре или аспирантуре.
Программа реформы рассчитана на 2014 – 2017 годы и пройдет в два этапа. В ближайшие два года пилотные проекты для отработки  новых программ и технологий стартуют в 17 – 25 вузах, в том числе и в САФУ. В 2016 – 2017 годах новая модель будет распространена на всю систему подготовки педагогических кадров в стране.
– По итогам «круглого стола» были приняты рекомендации в адрес САФУ и министерства образования и науки Архангельской области, среди которых можно отметить проведение мониторинга сложившейся в регионе ситуации в отношении обозначенных в Концепции проблем и на его основе определение перспективных потребностей региона в педагогических кадрах, – подытожила Ольга Виткова.