24.07.2015

Административная ответственность за воспрепятствование деятельности бизнес-омбудсмена должна быть установлена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, считает председатель комитета областного Собрания депутатов по законодательству и судебно-правовым вопросам Станислав Вторый.
Станислав Алексеевич предлагает внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. Соответствующая законодательная инициатива будет рассмотрена на сентябрьской сессии Архангельского областного Собрания депутатов.
– На сегодняшний день отмечается явный пробел в федеральном законодательстве, который, на наш взгляд, необходимо устранить, закрепив в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, а также за несоблюдение должностными лицами установленных сроков предоставления информации: документов, материалов, ответов на их обращения, – говорит Станислав Вторый. – Отсутствие данных правовых механизмов на федеральном уровне значительно затрудняет работу института уполномоченного по защите прав предпринимателей. Кроме того, важность данного законодательного предложения подтверждается и тем, что вопрос о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за воспрепятствование деятельности уполномоченных в субъектах РФ нашел свое отражение в докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации Бориса Юрьевича Титова, представленном Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину в 2015 году.
Стоит отметить, что общие права, обязанности, компетенция, правовое положение и основные задачи, а также срок предоставления должностными лицами информации уполномоченному в субъекте РФ регламентируются именно Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». В частности, статьей 10 Федерального закона № 78-ФЗ, установлено, что руководители и иные должностные лица органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны предоставить уполномоченному в субъекте РФ запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения. Однако административной ответственности за нарушение положений Федерального закона нет.
– Вместе с тем практика более чем двух лет работы, – делится опытом Уполномоченный при Губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Николай Евменов, – показывает, что ответы на запросы о предоставлении информации в рамках рассмотрения обращений поступают в установленный срок далеко не всегда, в связи с чем, процесс решения вопросов затягивается и осложняется. Об аналогичной ситуации говорят и наши коллеги из других субъектов Российской Федерации.
В настоящее время административная ответственность, связанная с институтом бизнес-уполномоченного, предусматривается в основном в законах субъектов РФ, но это не является гарантированной правовой «формулой» с точки зрения КоАП РФ. Кроме того, законом субъекта Российской Федерации в силу федерального законодательства в качестве мер административного наказания могут быть предусмотрены лишь предупреждение и административный штраф. Вместе с тем за данное правонарушение необходимо ввести такой вид наказания, как «дисквалификация» – это лишение физического лица права замещать государственные и муниципальные публичные должности, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и так далее. То есть в силу своей правовой природы дисквалификация – это «поражение в правах» должностных лиц, что является более чем действенной административной мерой по данным видам правонарушений.
19 мая 2015 года указанная федеральная инициатива была рассмотрена и поддержана Общественным экспертным советом по судебно-правовым вопросам при Архангельском областном Собрании депутатов, а 7 июля 2015 года – Экспертным советом при Уполномоченном при Губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей.
Региональные парламентарии планируют рассмотреть данную инициативу на девятнадцатой сессии Архангельского областного Собрания депутатов, которая состоится 23 – 24 сентября 2015 года.

Для справки:
Предлагаемые изменения в законодательство Российской Федерации уже получили свою поддержку у уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, а именно: в Алтайском, Забайкальском, Краснодарском, Пермском, Приморском, Хабаровском краях; Волгоградской, Иркутской, Кемеровской, Курской, Липецкой, Новосибирской, Орловской, Самарской, Сахалинской, Тамбовской, Ульяновской, Ярославской областях; Еврейской автономной области; Республиках Адыгея, Дагестан, Коми, Тыва, Чеченской и Кабардино-Балкарской Республиках, а также в Ненецком автономном округе.